Вхождение в новый коллектив дается непросто всем малышам без исключения. Сначала большинство детишек играют по отдельности, каждый со своей игрушкой.
При этом изредка возникают стычки за понравившуюся вещицу. И лишь адаптировавшись к новой обстановке, наиболее бойкие детишки начинают объединяться в «группы по интересам».
Как правило, эти группы формируются по следующим принципам:
■ уровню развития детишек;
■ темпераменту воспитанников.
Хорошо говорящие малыши с бойким темпераментом, как правило, быстрее осваиваются и тут же начинают между собой ролевые игры. Менее темпераментные молчуны при этом находятся на периферии событий. При этом им труднее найти свое место в коллективе: примкнуть к какой-либо группе по интересам у них не получается, поскольку члены последней не горят желанием брать «на буксир» флегматичных персонажей.
Необходимо заметить, что бойкие, активные детишки, как правило, составляют в группе меньшинство. Они быстрее осваиваются, привыкают к новым правилам, налаживают контакт с воспитателем и т. д. Это как раз те детишки, родители которых планомерно занимались подготовкой своих чад к жизни в коллективе, развивая в детях самостоятельность, инициативность, коммуникабельность.
Если же вам не удалось вовремя развить в характере ребенка лидерские качества, необходимо помочь малышу завоевать авторитет коллектива. Заслужить его в детском коллективе непросто. Даже если будет настаивать воспитатель, малыши никогда не будут играть с Машей или Петей, если им с ними неинтересно.
С проблемой адаптации в коллективе сверстников сталкиваются не только стеснительные и неразговорчивые крохи, но и те дети, которые поступают в группу позже остальных. Когда все «роли» в коллективе распределены, очень трудно найти в нем свое место, еще более сложной представляется задача вхождения в группу лидеров. Поэтому имеет смысл начинать посещение группы кратковременного пребывания с начала ее существования.
В любом случае родителям необходимо понимать, насколько важно для ребенка найти в новом коллективе друзей, занятие по интересу, завоевать авторитет в детском сообществе.